Новый зеленый маршрут Словении идеально подходит для самостоятельных путешественников

Маршрут «Зеленые столицы Словении», который был запущен в октябре 2020 года, ведет независимых путешественников в три туристических центра в стране, ориентированной на устойчивое развитие.

Так называемые «столицы» — до которых можно добраться на велосипеде, автомобиле или поезде — включают в себя Любляну — городской центр страны; Кочевье — ее природное сердце; и регион Бела Краина — культурный плавильный котёл обычаев и гастрономии. Вот почему вы должны запланировать посещение.

Утром в центре Любляны безумно весело. Этот осенний день не стал исключением. Покупатели и продавцы торговались на открытом зеленом рынке за помидорами, перцем, яблоками, блоками сыра и банками меда. Местные жители и туристы заходили и выходили из собора Святого Николая, который стоит на 700-летнем фундаменте. За церковью образовалась линия для фуникулера до Люблянского замка. Вдоль реки Любляница, которая соединяет эту центрально-европейскую митрополию, оживленные разговоры наполнили террасы кафе.

Я допил свой собственный кофе рядом с рынком и прогулялся на велосипеде, оборудованном пачками с одеждой и снаряжением, до знаменитого городского Драконьего моста примерно в 100 метрах от него. Следующие три дня я встречался со своим спутником по велосипедному спорту Яном Клаворой, чтобы совершить первоклассную поездку по маршруту «Зеленые столицы Словении», который еще не был опробован. Наше приключение, которое Клавора помог спроектировать при поддержке Словенского совета по туризму, начнется и закончится в столице Словении Любляне. Оттуда путешествие отправилось бы на юг, примерно на 40 миль (65 км), в Кочевье, «столицу» природы, где леса и дикая природа ЮНЕСКО становятся звездами. Затем мы повернем на восток примерно на 50 миль (80 км) в регион Бела Краина, «столицу» культуры страны, чтобы познакомиться с разнообразными традициями производства одних из лучших блюд и вина в этом регионе.

«Этот маршрут посещают только те населенные пункты, которые получили «зеленый» статус в процессе сертификации страны», — сказал Клавора мне по телефону за неделю до этого. Клавора является членом-основателем Good Place, неправительственной организации, которая сертифицирует места назначения (города, поселки, деревни и предприятия) через требовательную «зеленую схему», которая требует от кандидатов соответствия лучшим практикам в таких категориях, как управление отходами и охрана природы. Он объяснил, что «Зеленые столицы Словении» (SGC) предоставляют независимым путешественникам инструменты — карту, информацию о зеленых ресторанах, жилье и мероприятиях — для того, чтобы увидеть первую в мире сертифицированную «зеленую» нацию ответственным образом.

«Осенняя погода прохладная и ясная», — продолжил Клавора по телефону. Если вы готовы, мы проедем по этапам и сделаем пробный пробег по маршруту». Как и все путешественники, мы сами определимся с маршрутом. Дороги и тропы SGC тихие, и их легко контролировать в трудных условиях… но холмистые. Если мы устанем, мы поедем на поезде обратно».

Архитектура Любляны, вихрь ар-нуво и барокко, исчезла в сельской местности вскоре после того, как мы покинули городской Драконьего моста, который символизирует крылатого зверя Джейсона (славы аргонавтов), якобы убитого при прохождении через этот район. Наш первый этап — известный как маршрут «Дракон-Медведь» — маршрута SGC перенесет нас от космополитического магнита страны в город Кочевье и его окрестности — Словенский природный водоворот. Он также проведет нас по двум объектам ЮНЕСКО.

Катаясь на велосипеде на юг, с Альпами позади, в хрустящем осеннем воздухе, мы впервые прошли мимо болотистых, занесенных в Енеско, остатков «доисторических свайных поселений», датируемых тысячелетиями. Через пару часов мы вошли в плотнолесное величие, которое является визитной карточкой Кочевского края. Более 90% территории покрыто деревьями — и не более чем Крокарским девственным лесом, 75 гектарами первобытных буковых деревьев и памятником наследия ЮНЕСКО.

После того, как мы приехали на велосипеде в Bearlog Hostel, наш ночлег, мы встретились с Миха Огорелец, который проводил нас в лес. Наша первая остановка: поиск отпечатков дикой природы. «Ты видишь это», Огорелец присел на корточки и указал на контур медвежьей лапы в грязи. «А это», он указал на то, что похоже на детский сапог. «Люди и животные живут здесь вместе.» После экспедиции по слежению (которая также включала отпечатки волка, лисы и оленя), мы поднялись на ступеньки, чтобы спрятаться, или стоять, построенный, чтобы безопасно наблюдать медведей. Мы сидели в тишине, над полом леса, слушая его пред сумерками.

«Это одно из немногих мест в Европе, где все три крупных хищника — медведи, рыси и волки — до сих пор живут в дикой природе», — говорит Невенка Клун, заведующая отделом туризма Кочевско. «Сосуществование является одной из важнейших частей нашего наследия. Мы хотим существовать здоровым образом с дикой природой, чтобы сохранить наши леса и жить в гармонии».

На следующий день мы на велосипеде спустились к реке Колпа, которая формирует границу с Хорватией, и повесили левую и восточную сторону в Белую Краину (Бела Краина, или белая граница, так называется белопесчаная береза). Мы прокатились по волнистым, зеленым холмам и по контурам водного пути. Легко было понять, почему культуры со всей центральной и юго-восточной Европы поселились на этом идиллическом пространстве сельскохозяйственных угодий, где сливаются страны и топографии.

Мы проехали через Крайинский парк Колпа, который следует по течению реки. На территории природного парка десятки старинных деревень, мельниц, замков и церквей служили фоном для семей, отдыхающих на берегу, прогуливающихся по реке и устраивающих пикники. Мы остановились в Шокчев дворе, традиционном доме-музее в деревне Жуничи. Директор парка Борис Грабриян надел традиционную дубленую шаль и поприветствовал нас бутылкой местной ракии (шнапса). Когда мы стояли на открытом дворе среди старых орудий труда, из которых делали льняную и конопляную ткань, рабочие над нами вновь подстригли крышу здания.

«Славяне пришли с востока», — сказал нам Грабриджан и указал. «Германские люди, с севера. А с запада — латинская культура. Это перекресток трех культур.»

Следующие 24 часа — это вихрь, мельком взглянувший на широту разнообразия Бела Краина. Сначала мы поужинали с бараниной на гриле и жареными овощами в Гостильной Капушине, которая входит в список 100 лучших ресторанов Словении. Затем, когда луна заменила солнце, мы направились к винограднику Штурм, цепляясь за склоны холмов за пределами исторического города Метлика. Виноградари приезжали с осеннего сбора урожая. Мы стояли в подвале с патриархом Отмаром Штурмом и поздравляли друг друга с удачным временем, пробуя несколько из более чем 20 сортов красного, белого и сверкающего винограда.

На следующее утро мы рано проснулись и направились на ферму за завтраком и кофе, а затем вошли в покрытую росой траву, чтобы покормить и поиграть с овцами по программе, созданной туристическим оператором Bravina, чтобы показать как местным жителям, так и посетителям, какое значение шерстяные животные имеют для истории края. Перед отъездом из плодородного края Бела Краина мы отправились на другую ферму, которая выращивает чиллис. Марко Видич, владелец Chilli Rosa, уже пять лет занимается выращиванием холода. Он показал нам свои поля и осмелился протестировать перец, который производит восемь соусов, от «немного горячих» до «ядерных».

«Этот регион особенный, потому что он сочетает в себе все», — сказал Видик. «Культура, природа, отличная еда, по-настоящему дружелюбные люди… и, по словенским меркам, мы отдалены».

Эта удаленность подчеркнула космополитическую атмосферу Любляны, когда мы вернулись на третий день. Пройдя по мосту Дракона по дороге на экскурсию «Усатый тур» (Moustache Tour), в котором прослеживаются три самых важных жителя города — умные и модные кафе, магазины и рестораны, нарисовали сцену. В Jakob Franc, в районе Трново, мы сидели на террасе у реки и ели стейк с трюфелями и сосисками свободного ассортимента, подаваемые с хреном из меню, сосредоточенного на местных ингредиентах. Мы подняли бокалы красного вина.

Сцены «Зеленых столиц Словении» демонстрируют наше разнообразие, в то же время демонстрируя в целом всю Словению», — сказал Клавора после того, как мы поджарили удачную экскурсию. «Надежда в том, что путешественники почувствуют эту страну с уверенностью в том, что сами направления принимают ответственные решения».